Такая специальная техника применяется для строительных, лесозаготовительных и других работ. Она используется для механизации погрузочно-разгрузочных работ, в том числе, для поднятия, перемещения и транспортировки грузов на паллетах и в контейнерах. Работает как маневренное и мобильное средство механизации.
Устройство крана манипулятора предполагает, что он будет работать после того, как запустится двигатель внутреннего сгорания на автомобиле, используемом в качестве базы для КМУ. Через коробку передач машины вращение будет передано на коробку отбора мощности, после чего придет в движение насос, перемещающий гидравлическую жидкость. Затем запускается гидрораспределитель, и жидкость передается в гидравлические моторы. На автомобилях с кранами-манипуляторами таких моторов установлено два: один создает вращательное движение, так как работает на поворот стрелы, а второй передает крутящий момент на лебедку, которая используется для поднятия или опускания груза.
Основные элементы конструкции крана-манипулятора
Крано-манипуляторная установка для мобильности размещается на базе транспортного средства. Его масса не должна превышать 25% полезной грузоподъемности колесной базы. Тем самым обеспечивается высокая грузоподъемность самого КМУ.
Конструкция крана-манипулятора предполагает такие элементы:
-
Выдвижная стрела для перемещения груза в рабочей зоне.
-
Вертикальная поворотная колонна как часть крановой установки, где смонтированы сама стрела, грузовая лебедка и гидроцилиндр, работающий для изменения угла наклона стрелы.
-
Основание, которое крепится непосредственно к раме автомобиля. Этот элемент также называют станина. Он представляет собой сварную конструкцию с 3 или 4 опорами, закрепленную на шасси грузового автомобиля.
-
Стрела с неподвижной и выдвигающимися секциями. Количество выдвижных секций может варьироваться от 2 до 5 в зависимости от модели.
-
Грузовая лебедка. Работает от гидромотора, поднимает и опускает груз.
-
Поворотный механизм: обеспечивает вращение колонны за счет гидромотора. Опорно-поворотное устройство или ОПУ также имеет неповоротную часть, которая фиксируется к станине болтами из высокопрочной легированной стали.
-
Выносные опоры или аутригеры. Это сварные балки, чаще всего прямоугольного сечения. Двигаются на поддерживающих роликах. Закрепляются в конечных положениях специальными фиксирующими устройствами. В фиксаторах предусмотрена дополнительная блокировка.
-
Рычаги управления: для выдвижения телескопической стрелы, для поворота колонны вокруг своей оси, для управления аутригерами, для регулировки оборотов двигателя, для изменения угла наклона стрелы, для управления грузовой лебедкой.
-
Гидроцилиндры: для подъема и опускания стрелы, для телескопирования секций стрелы. Располагаются внутри стрелы.
-
Грузовой канат для поднятия груза, а также крюк для его крепления.
-
Индикатор грузоподъемности и датчик “перевеса”, а также другие элементы безопасности.
Такое устройство при эксплуатации кранов манипуляторов практически не выходит из строя (если обеспечивается своевременный профилактический технический осмотр).